В Уфе в 1932 году открылся Башкирский медицинский институт. В первый набор попали Вера и Иван Зайкины из Куезбаша и Люда Афанасьева из Бишкаина. Вручение дипломов молодым специалистам стало одним из самых знаменательных событий 1937 года. Отличницу учебы Веру Зайкину оставили на преподавательскую работу, Иван вернулся в Толбазы, а Люду направили в Тюмень.
В 1937 году в столице республики начала работать Госпитально-хирургическая больница. Вскоре после начало войны здесь расположился эвакуированный 1-й Московский медицинский институт имени Сеченова. Первый эшелон с раненными прибыл 28 июля 1941 года. И до конца Великой Отечественной в госпитале круглосуточно боролись за жизни наших защитников.
Капитан медицинской службы Зайкина многократно писала рапорта о зачислении ее в армию: «Прошу отправить меня на фронт. Когда немецкие фашисты топчут мою родную землю, я считаю, что мне место на передовой. Я достойна Родину защищать…»
Веру Осиповну отправили на передовую 13 июля 1943 года. Она начала служить на 2-ом Украинском фронте под командованием маршала СССР, Героя Советского Союза И.Конева. По приказу командира 38-ой зенитной артиллерийской
Черкасской Краснознаменной дивизии РГК полковника Ф.Родина капитан медицинской службы Зайкина была назначена старшим врачом.
На наступающие советские войска обрушилось море огня из танков, самолетов, артиллерии, минометов и стрелкового оружия. Наши потери были немалые. Главной задачей врачей было спасение воинов. Хирурги, врачи и медицинский персонал не отходили от операционных столов. Через них прошло много тяжелораненных парней. Потеря рук и ног была большой трагедией для каждого из них. Им была необходима эмоциональная поддержка.
Вере Осиповне приходилось использовать весь свой медицинский опыт, будь то ласковое слово или улыбка доктора. Бывало, говорила бойцу: «До свадьбы заживет». В ответ получала: «Да я уже женат, у нас два пацана». Приходилось «прощупывать», о чем говорить.
Чтобы душа солдата на войне не черствела, бойцы должны отвлекаться. Доктор Вера вселяла в бойцов бодрость духа, надежду на будущее. Радовалась, когда удавалось помочь кому-то из них. Раненые солдаты и офицеры просили ее
побыть рядом во время тяжелых операций или перевязок. Для старшего врача было счастьем, когда ребята поправлялись. Многие выздоровевшие возвращались на передовую.
27 марта 1944 года наши войска вступили на территорию Румынии. Пришли наградные материалы на капитана медицинской службы тов. Зайкиной. «Работая старшим врачом дивизии с октября 1943 года, показала себя отличным организатором медицинской службы во время боев. За период: на Украине, Румынии, Югославии, Венгрии и Австрии — всегда старалась сохранить кадры дивизии в строю и с этой задачей справилась отлично. Всего восстановила через санитарные части дивизии 204 больных и раненых, подлежащих эвакуации в госпиталя. Особенно отличилась во время уличных боев за г.Будапешт, где налаженная работа санчасти обеспечивала быструю обработку ран и эвакуацию 71 раненого с поля боя, из которых вернулось в строй 11 человек. Наградить орденом Красной Звезды капитана медицинской службы, старшего врача дивизии Зайкину Веру Осиповну», — такой документ подписал начальник санитарного управления генерал-майор медицинской службы П.Столыпин.
Советские войска быстро продвигались на Запад. Гитлеровские войска планировали остановить наступление на границах Австрии и Венгрии, но это им не удалось. В апреле 1945 года Красная Армия была на подступах к Вене. Перед командованием 2-го Украинского фронта была поставлена задача: «…действовать решительно и быстро, не позволить противнику вести затяжные бои за город, спасти Вену от разрушения, подобно Сталинграду». 13 апреля наши воины полностью очистили австрийскую столицу. Здесь и закончился боевой путь 38-ой дивизии. Это была шестая европейская столица, освобожденная советским человеком.
Летом 1946 года Вера Осиповна вернулась в родную Уфу. В столице республики не хватало квалифицированных врачей. Работа сама нашла доктора Веру. Предложили место в республиканском госпитале ветеранов войны. Капитана медицинской службы Зайкину назначили главным врачом республиканского госпиталя. Здание его было построено в конце XIX века. В нем раньше располагалась духовная гимназия. В кабинетах была особенная атмосфера. Казалось, что пахнет прошлым, тем временем, когда фронтовики еще были молоды.
У Веры Осиповны был талант врача-терапевта, руководителя и крепкого хозяйственника. Все это начало проявляться на посту главного врача. Умение ладить с людьми, дар убеждения, ее духовность, открытость сыграли не последнюю роль. Ей пришлось вникать в финансовые, экономические вопросы, проводить капитальный ремонт и многое другое. В полном объеме выполнять прямые обязанности, обеспечивая полноценное оказание медицинской помощи. Вера Осиповна была честной и по-военному строгой женщиной, щедро одареннной природой. Добрая и хлебосольная хозяйка старалась помочь многим. Мы все тянемся к таким людям. Их девиз: «Если можешь — помоги. Сумей помочь, не упрекая. Не смог помочь — не навреди».
В семье все держалось на ней. Скреплялось ее самоотверженной любовью к своим близким. У племянницы из Бишкаина Марии Михайловой был врожденный порог сердца. На летние каникулы Вера Осиповна брала ее в Уфу. Вылечила. Вышла Мария замуж. Родила совершенно здоровую дочку, которая окончила БГУ и работает в школе в Анапе.
После ухода на заслуженный отдых, Вера Осиповна продолжила работать в госпитале рентгенологом. Вот что гвспоминает пациентка из Уфы: «Она без «просвечивания» знала мои болезни и недуги. Смотрела в мои глаза пронизывающим
взглядом. Проникала в мою душу и без слов понимала, кто стоит перед ней». Город был наслышан о чудесном докторе Вере. Считалось большим счастьем попасть на прием именно к ней.
Божий дар лечить по-настоящему дается очень редко. Аургазинка без преувеличений обладала этой чудодейственной силой. Известность и популярность у нее была огромная. Слава о ней дошла даже до окраин страны. Приезжали больные из Бурятии и Якутии, Украины и Белоруссии, Средней Азии и Кавказа. Уезжали совершенно здоровыми людьми. Многих спасла, поставила на ноги, вернула к жизни наша землячка. Про нее можно сказать: «Богом целованный человек».
У Веры Осиповны своих детей не было. Был девичий уговор двух подруг: «Пока коммунизм не построим, замуж не выйдем, детей не заведем». Одна была доктором, другая — учительницей, директором бишкаинской школы А.Умовой. В какой-то степени это подвиг наших женщин. Они пожертвовали своей личной жизнью ради блага других. Достойно трудиться и помогать людям — это и есть настоящая жизнь, простое человеческое счастье. Таким оно было у ветерана Великой Отечественной войны, капитана запаса, кавалера орденов Красной Звезды, Отечественной войны 1 ст., награжденной многими медалями Веры Зайкиной.
Секретом своего долголетия она считала гены. В 101 год доктор Вера отошла к Господу. На кладбище в с.Куезбашево родные оставили место рядом с семейным погребением Зайкиных, но похоронили ее в Уфе. Желание дочери, чтобы ее положили рядом с любимой мамой, не было исполнено.