Девушки-добровольцы из Башкирии прибыли в Саратовскую область, поселок Баланда в авиаполк. Их быстро переодели в военную форму и отправили фотографироваться. Такая удача! Юное лицо Веры круглое. Симпатичные овалы лица очаровывают. В больших черных, лучистых глазах едва заметна тревога. Просто красавица. К тому времени за ее плечами была средняя школа, курсы учителей и небольшой стаж работы. Солдатке Красной армии 19 лет. Казалось, впереди счастливое будущее, но внезапно началась война.
С началом боевых действий призвали на передовую старшего брата Веры — Михаила. Младший сержант воевал в составе 54-ой стрелковой дивизии. Он погиб 10 февраля 1945-го года, не дожив до Победы всего три месяца. Был похоронен в Германии, в г.Ландберг в братской могиле. Молодая бишкаинка не могла остаться в стороне, зная, за что воюет ее любимый брат.
ОТ УЧЕБЫ КРЕПЛИ РУКИ
Начало службы у девушки было очень трудное. На хрупкие девичьи плечи легли тяготы и лишения военного лихолетья. Жили в землянках. Набрали специальную группу радисток из тех, у кого отличный музыкальный слух. Начали изучать азбуку Морзе. «Быть на ключе» у курсантки Михайловой получалось отлично, а прием «морзянки» хромал. Пришлось ей основательно потрудиться, и вскоре она стала настоящим мастером в этом деле.
Часто девушкам приходилось ходить в караул. Долгая и темная ночь успокаивала и убаюкивала, но часовые не имели права сомкнуть глаза. Мерцало небо, волнистый туман с Волги стелился над военным лагерем. Ветерок приносил из садов душистые ароматы яблок и груш. Но не было на душе покоя.
Было известно, что огромное полчище фашистов подкрадывалось к великой реке. Гитлеровские генералы наметили план взятия Сталинграда. Вера часто вспоминала последнюю ночь перед отъездом на фронт. Тысячи добровольцев тогда мечтали о том, чтобы вернуться живыми домой и обязательно с Победой. Учительница Вера Петровна еще не знала о своей судьбе, но крепилась духом и выводила в ученической тетради: «22 июля 1941 года… Война! Мне 18 лет. Что будет с нами? Что? Ой, Боже. Спаси и сохрани».
«ЗДЕСЬ Я ДАМ БОЛЬШЕ ПОЛЬЗЫ»
Авиаполк дальней тяжелой бомбардировки летал в глубь вражеской обороны — к самому Берлину. Девушки-радистки держали связь с пилотами самолетов. После удачных вылетов весь полк выходил встречать летчиков-героев. В мае 1944 года фронтовые дороги привели Веру в Белоруссию.
Приближалась осень. Пришлось заново строить землянки. На помощь пришло местное население. Помогали строительными материалами и тяговой силой. Работа пошла веселее. Вера исправно несла службу. Не один раз получила благодарность от командования. Писала письма домой и подружкам Клаве и Варе. Сохранилось одно из ее фронтовых писем.
«Живем дружно: русские, татары, башкиры, чуваши и украинки. Я ушла добровольно в армию, здесь больше дам пользы, чем на гражданке. Нас, девушек, командование авиаполка приняло хорошо. Я стала радисткой. Полюбила свою специальность. Мы со своими подружками стали делиться мнениями и переживаниями. Мы должны драться, добывая свое счастье, счастье для себя, для всей Родины. Мы должны выполнить свой долг перед Родиной. Больше приносить пользу Родине в рядах Красной Армии. Хочется в школу. Как там мои ребятишки? Как с ними было интересно работать, видеть плоды своего труда. Смотришь, как ученики на твоих глазах растут, учатся, и тянет еще больше работать. Как я люблю своих детишек! Варя и Клава, у вас все нормально? Пусть останется память обо мне, может, вы забудете вашу Веру…»
ПРОБИВАЯСЬ СКВОЗЬ ГУЛ В ЭФИРЕ
Приближение Победы 1945-го года чувствовалось во всем: бурное весеннее тепло, солнце благодарно освещало землю. На запад, не переставая, шли роты, батальоны и полки. Впереди была Берлинская операция. Шестерых радисток отправили на помощь офицерам-корректировщикам. В апреле 1945-го года рядовая Михайлова вышла в эфир под столицей Германии. Эфир был полон треска, команд, торопливых голосов и морзянки. Раньше даже командиры при необходимости опасались включать радиостанцию. Немец заметит — сразу пришлет авиацию. А теперь кричали, говорили, смеялись, забыв всякую ответственность. В госпиталях Красной Армии наблюдалось повальное бегство: те, кто мог передвигаться, уходили в боевые части. Каждому солдату хотелось посмотреть, как гибнет фашистское логово. А если повезет, то лично поймать самого Гитлера.
Нашим войскам было приказано: «Не дать противнику ни секунды отдыха и покоя». Шли победители в три эшелона: первая штурмовая линия наступала, вторая готовилась к бою, а третья находилась в резерве. Такая карусель продолжалась до взятия Рейхстага. Город был сильно укреплен: мощные противотанковые ежи, густая сеть колючей проволоки, скрытые минные поля, глубокие траншеи и рвы. Тысячи зениток и орудий щупали багровое от пожарищ небо. Но ничего не могло противостоять ударам наших войск, где каждый солдат жил одной целью — победить и вернуться в родные места. Из окон домов, чердаков, подвалов, а то просто из-за углов в любое время раздавались выстрелы. Было обидно за тех, кто погибал здесь, пройдя всю войну.
Незабываемый майский день. Над серым зданием Рейхстага реяло Красное знамя Победы. Шесть девушек-радисток умело и героически корректировали огонь наших бомбардировщиков. За смелость и храбрость они были награждены медалями «За отвагу».
ДОЛГОЖДАННАЯ ВСТРЕЧА
После Победы наши летчики вернулись к берегам Волги. Девушек демобилизовали. У Веры на фронте появился любимый парень Дима. Не хватило квартир, а возвращаться в землянки у молодоженов не было желания. Решили, что Вера пока поедет домой в Бишкаин, вернется в школу. Но мужа перевели служить в Германию. Вере Михайловой пришлось оформлять документы на выезд. В Европе у молодой семьи родился сын Миша — мама назвала его в честь своего брата. Подрос сынишка, вместе с родителями отыскал могилу дяди. Выяснилось, что товарищ Михаил Михайлов, командир минометного отделения, был дважды ранен. Оба раза возвращался в строй. Награжден двумя медалями «За отвагу», второй — посмертно. Так, через 14 лет встретились родные брат и сестра на далекой, чужой немецкой земле.
Наш народ навсегда сохранил память о подвиге советского народа, который ради мира во всем мире уничтожил фашистскую заразу. Не забудем про тех, кто не жалел себя ради Победы