— Я учился на татаро-английском отделении, а в 2006 году уехал в Америку, учился там немного, жил в Нью-Йорке и в итоге обосновался в Питтсбурге. После курсов английского языка кем только не работал: тренировал детей по тхэквондо, а в 2011 году начал заниматься общепитом — делать блины. Вообще это наши блины, к которым я привык в Башкирии, но в Америке это преподнесено как французские блины, так как их новому учить очень тяжело. У нас передвижной фургон, это называется кейтеринг, и в Башкирии, по-моему, уже тоже есть. Мы постоянно переезжаем, делаем фестивали, карнавалы, дни рождения. Этот бизнес сразу хорошо пошел, с первых дней.
Помимо бизнеса, Ильнур хотел заниматься общественной работой и сплотить эмигрантов. Так он стал активистом татарской диаспоры и начал организовывать сабантуи. Благодаря этому нашел друзей и даже спутницу жизни.
— Где-то в 2010 году началась ностальгия, стал сильно скучать по дому, по своим родным, а потом, когда начал организовывать сабантуи, сразу нашлись единомышленники. В Уфе я занимался КВН, поэтому организация мероприятий была мне знакома. Когда я приехал в Америку, здесь ничего такого не было. Я начал собирать людей, и сразу на связь вышли ребята из Башкирии, Татарстана. Сейчас у нас свой круг, дружим семьями, очень тесно общаемся. У нас, в Питтсбурге, много башкирских ребят.
Татар очень много в Америке, во всех городах-миллионниках: в Нью-Йорке, Вашингтоне, Филадельфии, Флориде, даже в Торонто — это Канада. Они проводят Рамазан и Курбан-байрам, все религиозные праздники, там много верующих семей. Совсем скоро, 19 марта, они собираются делать сабантуй во Флориде после двух лет затишья из-за пандемии. Для наших соотечественников это праздник, куда могут все приехать и познакомиться, найти единомышленников. Ребята, которые хотят жениться, находят себе девушек, а девушки — парней, это такая площадка для знакомств.
— Наши сабантуи проходят очень душевно, и я сам знаю пять или шесть пар, которые здесь сложились, у них дети уже. Был и интересный случай. Год назад я летел в Россию, сел в Нью-Йорке в самолет и уже почти стал засыпать. Ко мне подходит парень и говорит: «Ильмир, Ильмир». Я удивился, кто знает мое имя, ведь я один лечу. А он продолжает: я был у вас на сабантуе, мы там с девушкой познакомились и буквально через три месяца сыграли свадьбу, сейчас с ребенком на родину летим. Такой счастливый! И такие моменты дают мотивацию заниматься этим дальше, — рассказывает Ильмир.
Кстати, свою супругу он тоже встретил благодаря общественной работе. Однажды в группу русскоязычных в Питтсбурге во «ВКонтакте» написала девушка, которая хотела познакомиться с соотечественниками. Ильмир сказал ей: приезжайте в Питтсбург, и на другой день, 7 января, они встретились. А там всё уж закрутилось. В феврале она уехала на работу во Флориду — трудилась в сфере общепита, потом приехала обратно, и буквально в марте Ильмир сделал ей предложение.
— Знаете, здесь наших не замечаешь татар, башкир, русских — все свои. Я считаю, что это удача — встретить своего человека и чтобы она общалась с тобой на одном языке, была общая культура. Надо было быстро уже принимать решение, а то это сделает кто-нибудь другой. Моя жена башкирка, она из города Кумертау. С сабантуями у меня связано много трогательных моментов. Я организовывал первое турне Филюса Кагирова в Америке. И однажды ко мне подходит женщина лет, наверное, 80–90 и говорит: «Я сидела и плакала весь концерт, вспоминала своих дедушек и бабушек. Вы вернули мне мою молодость!» И меня это тоже растрогало, этот момент мне очень сильно запомнился. И еще раз сказал себе, что буду продолжать. У меня нет никаких коммерческих интересов, только хочется, чтобы наши татары и башкиры тесно общались, друг друга знали и поддерживали, сохраняли идентичность, — рассказал Ильмир.
Ильмир рассказывает, что любой человек, который считает себя татарином, должен посмотреть их сабантуй — настоящий деревенский, искренний, где все друг друга знают. Все местные собираются, знакомятся, устраивают игры, песни и пляски, приводят родителей и детей, артисты приезжают. Организаторы обязательно готовят для всех плов, женщины приносят еду из дома, накрывают очень большой стол. Но сабантуй всё же отличается от того, что в Башкирии. Например, во Флориде пальмы, и тут же татарские песни звучат!
— Я хочу, чтобы вы побывали у нас на сабантуе, потому что это видеть надо! Я замечаю, какими люди приходят на сабантуй, они такие хмурые, зажатые, и я смотрю, какими они уходят — веселые, радостные, они получили энергетику, мы зарядили их, подняли им самооценку. Я всегда открыт для общения, есть инстаграм и канал «Ильмир Америка», всех познакомлю, потому что во всех штатах мы друг друга знаем и общаемся, — говорит Ильмир.
На сабантуи приходят и американцы. Кто по-соседски заглядывает на огонек, а кто приходит вместе с супругами.
— У нас здесь интернационально: у кого-то муж американец, у кого-то жена американка. И я замечаю, что американцам очень нравится наши сабантуи. Во-первых, мы очень вкусно готовим, во-вторых, у нас такая теплая атмосфера, мы веселые, открытые, со всеми общаемся. И мне нравится, когда люди других национальностей приходят к нам на сабантуи. Был один американец, он каждый год приезжал на наш сабантуй, а затем и в Татарстан приехал, — улыбается молодой человек.
И вообще американцам нравится башкирская еда, кухня — и наши девушки, они очень хотят, чтобы жена была татарка! Ильмир рассказал, что его знакомый американец, который женился на татарке, говорит: вот вы вообще не понимаете, как вам повезло! Когда вы женитесь и у вас жена татарка или башкирка — это всё равно, что вы получили путевку «всё включено». Тогда Ильмир удивился, а друг ему пояснил: ну как, она убирается, деньги экономит, да всё что надо — всё у них есть! Они за детьми смотрят, кормят, о своих родителях заботятся, о моих родителях беспокоятся, всем подарки купят. Дома — всегда чистота, приходишь — тебе только вид надо сделать, что ты устал, и сидеть.
— Мне, конечно, смешно от этого, но я смотрю на него и думаю — блин, он же прав! Но не хочу это рассказывать, чтобы наши жены не узнали и потом нам ничего не говорили (смеется). Но чтобы и мужчинам не обидно, я говорю из своего опыта о людях, кого знаю. Мне кажется, что татар и башкир можно послать на Луну, они все равно наладят там быт, помидоры посадят, картошку, работу найдут! И мне по сравнению с другими культурами кажется, что наш менталитет — очень старательный, люди стараются жить, работать, детей воспитать. Сильно радует, что наши трудятся, покупают дома, мотивация у них есть. Я сам татарин, моя жена башкирка. И опять же наши жены — молодцы! Пусть прочитают эту статью и мужчины, и женщины, и я скажу им: пускай мужья берут своих жен, идут с ними в ресторан и накормят их — чисто от благодарности, чтобы они понимали, осознавали, насколько счастливые они все! — говорит Ильмир.