Все новости
Общество
28 Августа 2020, 23:54

Радий Хабиров: нужно копаться в себе и говорить: "Ты там, случайно, не зарвался?"

Проект "Регион заботы" год назад придумала и создала вместе с Общероссийским народным фронтом учредитель фонда помощи хосписам "Вера", директор Московского многопрофильного центра паллиативной помощи Нюта Федермессер. Цель проекта — помочь самым уязвимым группам людей, от заключенных до обитателей психоневрологических интернатов.

Проект "Регион заботы" год назад придумала и создала вместе с Общероссийским народным фронтом учредитель фонда помощи хосписам "Вера", директор Московского многопрофильного центра паллиативной помощи Нюта Федермессер. Цель проекта — помочь самым уязвимым группам людей, от заключенных до обитателей психоневрологических интернатов. Работа уже идет в 26 пилотных регионах, для каждого из которых с учетом географических и демографических особенностей, экономического и кадрового потенциала разработана индивидуальная программа развития системы паллиативной помощи.
В рамках специального проекта ТАСС Нюта Федермессер встречается с главами пилотных регионов, чтобы поговорить о самом важном. В этот раз — с главой Башкирии.

Нужно ли губернатору заболеть ковидом

— Мне хочется начать, помимо "здравствуйте", со слов благодарности. Потому что я сейчас была на строительной площадке хосписа, который и детский, и взрослый — первый хоспис в Башкирии. Наблюдала, как забивается первая свая. Год всего прошел с первой встречи, когда вы озвучили, что, Нюта, да, мы хоспис делаем, это будет мой личный проект. Спасибо вам огромное. Как для вас этот год?
— Тяжелейший год. Люди очень устали, и мои коллеги многие устали. Наша задача — пережить его, выстоять в такой ситуации. Он очень неплохо для нас начинался в республике. Мы полны идей, инвесторы приходили. Цифру скажу, чтобы понимали: за первый квартал у нас был прирост инвестиций — 18%. Мы создавали предприятия, заводы и так далее.
В начале марта, когда пошли первые тревожные сигналы из Уханя, я собирался в небольшой отпуск, у меня день рождения в марте. Я думал на два-три дня уехать и понял, что все закрывается. Буквально в 20-х числах марта у нас все эти события начали развиваться — мероприятия по карантину, подготовка медицины.
Люди невероятно устали на самом деле. Пять месяцев мы живем под сильнейшим прессом. Много усилий было приложено для того, чтобы противостоять этим заболеваниям, этой инфекции.
Я должен, наверное, это сказать: вся энергия правительства, вся моя энергия и моей администрации, администрации муниципалитетов была направлена на то, чтобы не дать распространиться этой инфекции, не дать ей принять катастрофические масштабы и при этом еще сохранить жизнедеятельность предприятий, городов.
— Вы можете мне сказать: ведь не было опыта работы с такой инфекцией ни у кого в мире — ни в Китае, нигде... Это было все в других поколениях, которых уже нет. Такой скорости распространения никогда не было. Это же жуткая ответственность для всех руководителей и в первую очередь для главы государства, для главы региона, для главы муниципалитета, для директора школы, для директора дома-интерната, для главы семьи. Вы, оглядываясь назад, можете сказать, как вы это воспринимали? И есть ли что-то, что вы по-другому сделали бы?
— Когда вся эта история начиналась, у меня лично были такие моменты, когда мне казалось, что нас это не коснется. Это вот Китай, где-то в Западной Европе, может быть, в Москве. Поскольку действительно Москва — это сосредоточение и железнодорожных, и авиапутей, и так далее.
Когда быстрое распространение пошло в Москве, мы точно начали понимать, что мы этого тоже не избежим. И мы тогда начали методично готовиться к этому удару. У нас было указание условно, скажем, до 1 мая подготовить такое-то количество коек, что мы, собственно, и делали.
Когда в марте эти события начались, я даже такую фразу сказал — "время героев". Это действительно было время героев, потому что многие люди так себя показали. Ну и одновременно время негодяев, я считаю. Например, когда началась спекуляция масками.
Действовать нужно было очень быстро. Я помню, в четверг дал министру промышленности поручение: организовать текстильное предприятие, чтобы в понедельник вечером он мне доложил, что оно начало шить по 1000 масок в день. Мы никогда не шили эти маски. Сейчас мы ежедневно шьем по 150 тысяч масок. Мы начали с нуля это все раскручивать. Когда ситуация только начала развиваться, мы к ней уже готовились, и этот временной лаг нам очень сильно помог.
Читайте нас: