Все новости
Общество
3 Сентября 2020, 12:33

Радий Хабиров и Дмитрий Рогозин посетили Салаватский химический завод

2 сентября Глава Башкортостана Радий Хабиров и генеральный директор Госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин, который посетил республику с рабочим визитом, ознакомились с деятельностью АО «Салаватский химический завод».

2 сентября Глава Башкортостана Радий Хабиров и генеральный директор Госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин, который посетил республику с рабочим визитом, ознакомились с деятельностью АО «Салаватский химический завод».
Предприятие работает с 1962 года. Оно является единственным в России производителем гептила – важного компонента ракетного топлива и находится в сфере ведения «Роскосмоса». В числе других видов продукции – диметиламин, сульфат и нитрит натрия.
В 2014 году на заводе стартовала реконструкция производства гептила. Она необходима, чтобы привести его в соответствие с современными требованиями по промышленной и экологической безопасности, а также повысить экономические показатели предприятия. Завершить модернизацию планируют до конца 2021 года, а ввести установку в эксплуатацию – в 2022 году. Общая стоимость проекта превышает 7,5 млрд рублей.
Радий Хабиров и Дмитрий Рогозин осмотрели действующее и реконструируемое производства, а также площади, которые высвобождаются в ходе модернизации завода.

***

После этого на площадке Салаватского химического завода Радий Хабиров и Дмитрий Рогозин провели рабочее совещание, посвящённое перспективам дальнейшего развития предприятия.
– Это непрофильное производство для ракетно-космической промышленности. Но топливо – вещь уникальная. Поэтому отдавать его под контроль сторонних предприятий, в том числе частных, означает порождать риски остановки такого рода производства. Такого мы себе позволить не можем. Поэтому будем о нём заботиться и развивать предприятие, – сказал Дмитрий Рогозин. – Сегодня крайне важно принять решение, каким образом мы будем развивать высвобождающиеся в связи с реконструкцией промплощадки. Как их обустроить, чтобы предприятие выпускало востребованную высокотехнологичную продукцию, получало дополнительные доходы. Чтобы коллектив развивался, а зарплата росла. Это для нас очень важно.
Руководитель «Роскосмоса» также отметил, что у корпорации есть планы по диверсификации производства в Башкортостане и старту выпуска продукции гражданского назначения.
– Хотел бы поблагодарить Главу республики. В его лице я вижу абсолютного единомышленника в экономическом подходе к развитию Салаватского химического завода, – подчеркнул Дмитрий Рогозин.
– Это очень важное для Башкортостана предприятие, которое входит в перечень системообразующих для экономики. С очень серьёзными компетенциями специалистов, – сказал Радий Хабиров. – Мы рассматривали различные варианты, чтобы его диверсифицировать. Хочу сказать, что республика всегда будет рядом. Мы готовы предоставить все имеющиеся возможности для комфортного развития завода. Уверен, что совместно мы сможем найти пути решения.

***

По итогам совещания Радий Хабиров и Дмитрий Рогозин ответили на вопросы журналистов.
Стенограмма подхода к прессе:
КОРР.: Дмитрий Олегович, «Салаватский химический завод» входит в орбиту «Роскосмоса» и является единственным в России производителем гептила для «Протон-М» и других ракет-носителей. Как вы оцениваете текущее положение дел на предприятии и перспективы его развития? И, в целом, в каких направлениях развивается сотрудничество «Роскосмоса» с Башкортостаном?
Дмитрий РОГОЗИН: Мне кажется, нам с Главой республики надо было встретиться раньше. Потому что наш с ним обмен мнениями показал, что у Башкортостана есть колоссальный интерес к корпорации, а у «Роскосмоса» – к республике. Поэтому я думаю, что наше сотрудничество будет только наращиваться. В том числе по тем направлениям, которые сегодня обсуждались вскользь.
Это и проекты, связанные с диверсификацией. Наши предприятия ракетного двигателестроения мы сейчас переводим на рельсы поставки уникального оборудования для гражданской экономики.
В этом плане могут быть совместные проекты или поставки в республику того, что ей необходимо. Это могут быть и, наоборот, поставки из республики в интересах «Роскосмоса».
Если говорить про данное конкретное предприятие, то оно, конечно, уникальное. Понимаете, в чём проблема? Наши конкуренты – американцы, европейцы – находятся не в санкционном режиме. У них весь мир под ногами. Они могут свободно взять всё, что необходимо. Скажем, микроэлектроника. Пожалуйста, любая. Даже электронная компонентная база космического назначения, которую мы вообще не можем себе завезти. У них она в свободном доступе. Поэтому они дёшево и легко её закупают. А для нас это головная боль.
Производство топлив, например, для них тоже не является проблемой. Потому что рынок у них насыщен и перенасыщен. И нет санкций. А нам ведь много не нужно. Нам нужно ровно столько, сколько нужно для пусков ракет «Протон-М» или боевых ракетных комплексов. И никто другой в условиях рыночной экономики не сможет нам это поставить. Потому что для них это невыгодно, слишком небольшая партия производства.
Поэтому мы держим такие предприятия у себя, хотя они для нас непрофильные. Такого не должно быть в нормальной экономике. Но, к сожалению, «Роскосмос» не может рисковать и зависеть от каких-то монополистов или от поставок в условиях санкционного режима. Поэтому мы взяли их под свой контроль.
Глава Башкортостана и республика в целом поддерживают нас с точки зрения развития этого предприятия. Здесь есть две перспективы.
Первое.
Раз уж у нас есть Салаватский химический завод, значит, здесь можно сконцентрировать производство всего того, что мы потребляем. Не только гептила, но и других видов топлива. Мы должны оценить эти перспективы.
Поскольку ракетные двигатели бывают разные. Например, РД-276 работает на гептиле, а РДС-191, РД-180МВ, РД-171МВ – на паре кислород-керосин. Сейчас мы переходим на метан. Впереди – водородная тематика. Такого рода номенклатура химического производства для нас интересна и важна. Ещё раз говорю – это, как я условно называю, «бутиковое» производство, небольшие партии, эксклюзивные поставки. Большие компании заинтересованы поставлять валом, а в этом производстве не заинтересованы. А мы можем это сделать.
Второе.
Поскольку мы начали здесь большую реконструкцию, то увидели, что завод в части своего основного профиля переходит к совершенно иным видам технологий. Следовательно, высвобождаются площади. Они очень интересные. Это промышленная площадка с уже готовой инфраструктурой. Думаю, что мы вместе с республикой подумаем и, может быть, реализуем здесь какой-то интересный коммерческий проект, который будет интересен «Роскосмосу» не своей продукцией, а прибылью. Естественно, это может быть что-то в рамках нефтехимического производства в интересах республики.
Сейчас Россия крайне заинтересована в том, чтобы отказаться от сырьевого производства, не продавать по дешёвке великое богатство, которое есть в том числе здесь, в Башкортостане. Углеводороды – это невосполнимый ресурс. Поэтому глубокая переработка в нефтехимии, создание новых производств, композитное производство, новые материалы для гражданского и оборонного потребления – это та перспектива, которую мы с республикой ближайшие две недели рассмотрим.
КОРР.: Радий Фаритович, известно, что взаимодействие с «Роскосмосом» ведётся в научной, образовательной сферах, в области спутникового мониторинга территорий. Есть ряд других проектов. Какие направления вы можете обозначить как перспективные? Где ещё требуется усилить взаимодействие?
Радий ХАБИРОВ: Первая точка взаимодействия – это наш Салаватский химический завод. И я очень признателен Дмитрию Олеговичу, что мы сегодня собрались и обсудили возможные перспективы его развития. Надеюсь, что совместно с корпорацией мы найдём совместное решение.
Кстати, спутниковую навигацию мы сегодня тоже предметно обсуждали. Фиксация границ – это довольно простая история, которую можно делать и беспилотниками. А у «Роскосмоса» есть возможность дать полную картину того, что у нас есть, более углублённый анализ имущества, состояния окружающей среды, природных объектов.
Я сказал Дмитрию Олеговичу, что, когда такая программа появится, мы готовы стать пилотным регионом для того, чтобы получать абсолютно достоверную и подробную информацию о том, что у нас есть.
Также мы сегодня обсудили ещё целый ряд точечных направлений нашего взаимодействия. «Роскосмос», действительно, большая организация, у которой очень много компетенций, например, в транспортной сфере. Это тоже может быть точкой для нашего развития.
На самом деле, мы с Дмитрием Олеговичем очень давно знакомы. Было много совместной работы. Но в качестве Главы республики и руководителя «Роскосмоса» мы встретились впервые. Это была очень полезная встреча для нас обоих.
Дмитрий РОГОЗИН: Хочу сказать, что приглашаю Главу республики посетить два наших основных космодрома – «Байконур» и «Восточный». Мы бы очень хотели, чтобы туда приехали работать специалисты от республики по тем направлениям, которые у нас развиваются. Думаю, что в рамках реализации наших общих проектов по транспорту, нефтехимии, приборостроению мы могли бы во время пуска ракеты подписать соглашение между Башкортостаном и «Роскосмосом».
Кроме того, мы могли бы нанести символику Башкортостана на ракету-носитель и прославить его, рассказать таким образом гражданам России и зарубежных стран, что есть такая очень интересная республика. Весь мир наблюдает за пуском ракет. Это была бы интересная акция.
Я вижу гигантские перспективы в нашей совместной работе.
Читайте нас: