Дети войны… Они пережили столько исторических событий, что даже представить трудно. В один момент оказались брошенными во взрослую жизнь. Но обе эти женщины, которым было всего по 11 лет, когда началась война, сохранили бодрость духа и энергию даже в почти вековом возрасте! Они охотно поддерживают беседу.
Закира Ахмерова родилась в деревне Кшанны. Она росла в многодетной семье, но двое из детей умерли в возрасте девяти и двух лет. Тяжелая жизнь, голод делали свое дело. Многое пришлось пережить девчонке-подростку в те годы. Отец ушел на фронт. Семь лет его дома не было. Чтобы выжить, нанимались полоть огороды за кусок хлеба.
В колхозе приходилось и землю копать, возить зерно в мешках. На вопрос, на чем они возили, она ответила, что лошадей не было.Зерно грузили на ручные сани, шли до села Аккуль. И быка запрягала, и снопы возила, и на жатве справлялась. Со сверстниками зерно молотили, скирды ставили, пахали землю. Кажется, не было работы, которую они бы не знали.
Когда Закире было около 16 лет, осенью вместе с другими девушками отправили на лесозаготовку в Архангельский район. Спали на полу, почти ничего не было из одежды. Снега было по грудь - еле доберешься.Сначала расчищали снег, а потом пилили деревья ручной пилой. Затем обрубали сучья, чистили и сжигали мусор. Еды было мало. Они находили свеклу в поле и ели ее с картошкой. Им давали килограмм хлеба, но его хватало ненадолго.
Она вспоминает, как в детстве заснула в густом лесу в семи километрах от Кшаннов.
- За ягодами ходили, очень кушать хотелось (на ее глазах появились слезы). Из-за голода не было сил, сама не заметила, как уснула. Другие дети ушли домой, наверное, потеряли меня, не увидели. Хорошо, что вечером я проснулась и побежала домой. Ни собаки, ни волки не съели. Все попробовали - у кого огород был, гнилую картошку даже,.Появление травы весной было спасением. Питались травами: сначала пастернаком (полевой борщ), потом свербигой и борщевиком. Наверное, это было и источником витаминов для нас. Думала, что до пятидесяти не доживу.Ну вот, дожила до этого дня. В феврале исполнилось 95 лет. Слышу хорошо, только зрение немного подводит. Хожу, палка помогает, - смеется бабушка.
Весть о победе принесла одна женщина.Она кричала, что война закончилась. Этот день запомнился как самый лучший день.
Закира в двадцать лет вышла замуж за толбазинского парня Шайхаттара. Там тоже несладко приходилось. У них была одна корова. Свекровь не разрешала даже доить ее, говорила, что невестка тайком пьет молоко. Хлеб пекла и прятала сразу после выхода из печи.Закире приходилось работать впроголодь, перебиваясь тем, что удавалось найти. Возвращаться в родной дом было невозможно, у брата пятеро детей. Там тоже, как чужая. Пошла работать в хлебопекарню. Мастер Фарида апа тайком пекла маленькие булочки и раздавала женщинам, так она помогала им выжить.
Закира апа была сильной и выносливой. Поэтому косила огромные участки в колхозе во время сенокоса. Ее муж, Шайхаттар, работал на загоскоте. Однажды, когда прессовали солому, жердь сорвалась и ударила по его голове. Так в 45 лет Закира апа осталась вдовой. Последние 20 лет до выхода на пенсию она работала санитаркой в инфекционном отделении больницы.
В семье Ахмеровых родилось трое детей. Старший сын рано покинул этот мир, осталась семья, двое внуков уже самостоятельные. Почти по соседству живет второй сын, дочь - в Ишимбае. Внуки и внучки приезжают в гости. И сейчас, несмотря на преклонный возраст, она не сидит без дела: сажает лук и морковь, помидоры, даже режет лапшу, печет блины и угощает всех соседей. Раньше держала кур, бройлеров. Однако в этом году дети сказали, что не надо брать. «Пока отдохну, потом посмотрим», - улыбается Закира апа.