Главный судебный пристав республики Ильнур Махмутов провел прием граждан в Аургазинском районе.
На нем побывала и наш корреспондент. Она узнала, что тревожит аургазинцев, которые столкнулись с нерадивыми должниками. Истории разные, а наболевший вопрос у всех один: как найти управу на злостного неплательщика?
Ильнур Анварович, консультируя граждан, доступно и грамотно излагал пути решения данных проблем. Каждое обращение он взял под свой контроль.
Как выяснилось, должники бывают без имущества, денег, ведущие асоциальный образ жизни… И состоятельные, но обманным путем скрывающие свои доходы, имущество, бизнес. Первые попадают под этот статус по различным обстоятельствам. Это и задолженность по кредиту, ЖКХ, налогам и т.д.
На приеме гражданин, который не может вернуть ущерб за порчу своего имущества. Безденежный, но буйный сосед, выясняя свои семейные неурядицы, сломал ворота его гаража, входную дверь. Последствия «потянули» на 105 тысяч рублей. Возбуждено уголовное дело.
– Когда у человека ничего нет, то и взыскивать нечего. И в тюрьму таких тоже не сажают, – объясняет Ильнур Анварович обеспокоенному мужчине. – В таких случаях нужно возобновить исполнительное производство через полгода. К этому времени у ответчика могут появиться денежные средства, собственность, – продолжает он.
К главному приставу республики обращается местный предприниматель. Когда он был в отъезде, из кассы пропало более 100 тысяч рублей. Кассир свою вину признала: деньги присвоила она, оправдываясь тем, что на тот момент нуждалась в них. Суд вынес решение возместить ущерб истцу и наложил на нее уголовный штраф – 50 тыс. руб. Его виновница оплатила только после того, когда судебные приставы предупредили ее, что заменят это наказание на реальный срок. В пользу заявителя с нее взыскали 42 тыс. руб. и арестовали «айфон». В полной мере исполнить судебное решение пока не удалось. Ответчица с ребенком проживает на иждивении у матери.
– Прошел год, а дело так и не продвигается. Хотя она вполне состоятельно живет, водит иномарку, ведет подсобное хозяйство, а значит, ей есть чем заплатить долг, – доказывает предприниматель. Но по запросу в Пенсионный фонд выяснилось, что ЛПХ на нее не зарегистрировано.
Также в ходе разбирательства обнаружилось, что судебный пристав должен был сделать фотоотчет о расположении дома, объектов во дворе ответчицы, на которые можно было бы наложить арест. Но этого сделано не было. Теперь с этим разберется главный пристав. Он дал строгое указание подчиненным – разобраться с проблемой в течение двух недель и предоставить результаты.
Оказывается, сельхозпроизводители тоже могут подставлять друг друга. СПК района два года поставляло зерно в крестьянско-фермерское хозяйство. Но глава КФХ с оплатой не торопился. Так он задолжал один миллион рублей. Сейчас фермер закрыл КФХ, а долг, по-прежнему, висит. Со слов юриста, представляющего интересы СПК, фермер запрятал свои богатства: перевел средства и зарегистрировал новый бизнес на супругу. Проживает в Уфе, но прописан в другом городе.
– Приставы ищут физическое лицо, когда активы скрыты. За рамки закона приставам не переступить, но от ответственности он не уйдет. Когда выясним его адрес в Уфе, обратимся в городской суд с заявлением о признании его сделок с имуществом недействительными. Для этого нужно предоставить материалы, доказывающие, что переоформленные сбережения и бизнес принадлежат бывшему фермеру. Конечно, это дело нелегкое, но вполне доказуемое, – сказал главный руководитель УФССП по республике.
И таких невеселых историй в нашем обществе хватает. Приходу людей в темных «мундирах» никто не рад. Но если разобраться, должники сами притянули такие неприятные ситуации в свою жизнь. В большинстве случаев потаканием извечным человеческим порокам – жадности, корысти, обману, наживе, транжирству. Даже если взять неплательщиков алиментов, то они проявляют свои худшие качества в отношении самых близких – своих детей. Судебные приставы здесь в каком-то смысле выполняют и воспитательную для таких граждан роль.
– Выезды в районы республики помогают не только разобраться с проблемами граждан, но и узнать почему сотрудники на местах не смогли решить их, с какими трудностями столкнулись в ходе исполнительного производства. В этом случае я могу им что-то подсказать, помочь, посоветовать. Мы на примерах печальных историй показываем людям, к чему может привести их халатное отношение к своим поступкам и действиям, – резюмировал руководитель службы судебных приставов РБ.