Все новости
Культура
26 Марта , 15:14

Мир за кулисами: интервью с костюмером аургазинского Дворца культуры

25 марта отмечается День работника культуры. Мы решили заглянуть в закулисье аургазинского Дворца культуры – в костюмерную, где хранятся сотни нарядов артистов района.

Мир за кулисами: интервью с костюмером аургазинского Дворца культуры
Мир за кулисами: интервью с костюмером аургазинского Дворца культуры

Оказалось, что костюмерное царство находится под опекой хрупкой, скромной, улыбчивой женщины. Руками Надежды Ефимовой руками создаются эскизы, воплощаются в жизнь полноценные образы, которые бережно хранятся до следующего выступления. Мы задали Надежде Валерьевне ряд вопросов, чтобы узнать об этой интересной и кропотливой работе. 

– Ваша работа, пожалуй, самая незаметная с одной стороны, а с другой – очень важная. Зритель видит на сцене готовые образы и яркое шоу. Но творец этой красоты скрыт от глаз, всегда за кулисами. Думаю, нашим читателям будет интересно узнать об этом человеке. Расскажите о себе.

– Я родилась в Ленинградской области. Там же встретила своего супруга. Он – толбазинец. Окончив школу, уехал в область и поступил в ВУЗ. Там и остался, пока не встретил меня. Мы приезжали на лето в Толбазы с детьми и с каждым разом желание переехать сюда становилось сильнее. Чистый воздух, деревенское молоко, овощи и фрукты с огорода… Захотелось, чтобы дети не были этого лишены. Вот и перебрались на малую родину мужа.

– Значит, национальные костюмы народов Башкирии для вас оказались открытием?

– Безусловно! Я училась на закройщика, моя специализация – легкая женская одежда. После училища попробовала себя в разных отраслях – шила мебель, изготавливала аксессуары (сумки, кейсы), но мне всегда хотелось заниматься шитьем именно одежды. Переехав в Толбазы, около года трудилась закройщиком в Доме быта. Научилась кроить постельное белье, матрасы, фуфайки, мужскую одежду. С 2012 года работаю во Дворце культуры, где начался абсолютно новый этап моего трудового пути. Здесь нужно не только кроить, но и шить. Шить национальные костюмы, мужскую одежду – всё было в новинку.

 –  Мы не раз брали у вас костюмы для выступлений. И всегда видим только вас. Неужели вы работаете одна?

– Да. Я и закройщик, и швея, и костюмер. Почти всегда поджимают сроки. Если понимаю, что не успеваю выполнить заказ, ко мне на помощь приходит Фания Ибрагимова. Я пришла на ее место, когда она ушла на заслуженный отдых. Она – профессионал своего дела. С ней работать легко и просто, мы словно понимаем друг друга с полуслова.

 – Помните свою первую работу?

– Первое изделие в ДК – так называемая «одежда» сцены. Ее составляют занавес, арлекин, кулисы, падуги, задник. Первые костюмы шила для детского хореографического ансамбля « Радость» (руководитель Альбина Залилова). Они готовили кантри-танец. Задача стояла нелегкая – создать ковбойские образы на 18 юных танцоров. И я справилась! Еще запомнилось, как я шила фраки для мальчиков. Нашла в интернете книгу со схемами и сшила первые мужские костюмы.
Одна из первых работ
Одна из первых работ

–  Самая последняя работа?

– На 8 марта Филида Халикова (руководитель танцевального ансамбля «Фантазия») ставила стилизованный весенний танец. Требовалось придумать не только костюм, но и головной убор. Придя домой, я рисовала разные эскизы и попробовала налепить цветы на подготовленный каркас. Показала пробный результат Филиде Юнировне и закипела работа по созданию цветущих колпаков. Номер получился яркий и запоминающийся!

– Какой диапазон у размерного ряда костюмов?

– Костюмы можно разделить на танцевальные, в основном детские и подростковые, и вокальные. Максимальный у танцевальных – это 46-й размер, у вокала – 64-ый. Для взрослых костюмы шьются строго по меркам, индивидуально, а с детьми проще, я их группирую по росту, могу расстелить и раскроить без заморочек. Глаз уже наметан.

– Какие костюмы есть в этих стенах?

– Национальные – башкирские, татарские, чувашские, русские, марийские, ирландские, греческие, казачьи, современные, театральные. Есть и фабричные – со сложными вышивками. На масштабные праздники, такие как Сабантуй, фестивали, заказывают в Стерлитамаке и других городах, так как одна я не справлюсь.

– Как ухаживаете за костюмами?

– Есть костюмы, которые в стирке не нуждаются, только в заботливом хранении. Например, ирландский. В нем станцевали один раз несколько лет назад. Танцоры выросли, номер сложный, танцевать пока некому. Вот и лежат теперь. Чаще всего стираются татарские одеяния.

– Бывают нашествия вредителей?

– Года два назад напала моль. Неделю обрабатывала все дихлофосом. Здесь ведь и паласы шерстяные, и шапки. Зимой их выносим на мороз, летом под солнцепек – это как своевременная профилактика. И, конечно же, стирка.

– В чем самая большая сложность вашей работы?

– Это всегда сжатые сроки. Хорошо, что мне на помощь приходит Фания Фарраховна. Я шью и для сельских домов культуры, наряды для ведущих. Хочется помогать сельским, они очень стараются, собирают деньги на новые костюмы. Недавно проводила мастер-класс для них, поделилась своими навыками. Мероприятий проводится много, мы всегда в гуще событий. Я ведь и сама часто участвую в театрализованных представлениях. Играю Снегурочку, Новый год, сказочных животных. Работников не хватает, а чем больше персонажей, тем интереснее. До и после мероприятий проделывается огромная работа. Подобрать костюм для выступающего, а после развесить все по местам, стирка. Порядок навожу сама. Остаюсь на работе, пока не вернут последний костюм или другой инвентарь. В случае крупного мероприятия подключаются почти все работники ДК. Собираем, везем. Если был дождливый день, сушим костюмы. Работа по сортировке, стирке, раскладке растягивается на несколько недель.

– Бывают непредвиденные ситуации?

– Практически каждый концерт. Поэтому я должна быть на месте от самого начала до конца. Что-то порвалось, разошлось, нужно срочно устранить. Бывает, что сдают костюмы после концерта, утаив повреждение. Такое чаще случается с детьми.

Возникают сложности с финансированием?

– Постоянно. Всем хочется новизны, выделиться. А средств мало. Выручают интерент-магазины. И цены ниже, и можно найти то, чего нет в обычных магазинах.

– Как вы совершенствуетесь?

– Минкультуры организует курсы повышения квалификации, мастер-классы. Я всегда с удовольствием в них участвую, всегда есть чему поучиться. Если это онлайн-обучение, черпаю новую полезную информацию, не отрываясь от работы.

– Какие качества в вашей работе самые главные?

– Я думаю, это терпение, навыки, умение вдохновляться, не выгорать.

– Шьете дома? Для детей, родных?

– Признаюсь, нет. Объем работы очень велик. Дома хочется просто отдохнуть в кругу семьи. У меня три дочери. Шила я только для старшей немного, ей уже 20 лет. Недавно мне захотелось шить куклы, именно в национальных костюмах. Получились милые башкирочки, татарочки и другие. Не для продажи, просто для души, расстаться с ними не могу. Нужно придумать для них какое-то местечко, чтобы ими любовались.

 В жизни какой стиль предпочитаете?

– Люблю практичность и скромность. Себя реализую в строгом костюме. Белый, голубой цвета, все оттенки серого – это мое. Яркости мне хватает на работе.

– Можно сказать, что вы на своем месте?

– Несомненно. Я занимаюсь тем, что приносит мне истинное удовольствие. Для меня счастье – видеть плоды своих стараний на сцене. В нашем коллективе все на своем месте. К примеру, зрители не видят работу звукового оператора, который занимается еще и освещением, видеороликами, новым экраном. Или столяр, который мастерит впечатляющие декорации. Я восхищаюсь всеми. Вместе, в команде мы создаем грандиозные представления!
Автор:
Читайте нас: