Член Общественной палаты России Ростислав Мурзагулов высказал своё мнение о ситуации, сложившейся возле Куштау и Башкирской содовой компании, и назвал ее очень простой.
- В Стерлитамаке работает предприятие Сода. Очень прибыльное. Запасы подходят к концу, но по соседству есть еще пара холмов, где сырье (известняк) есть.
Где бизнес - там конкуренция. Некая группа предпринимателей, близкая к прежней власти Башкирии, решила, что сверхприбыли ей тоже не помешают, а потому оформила неподалеку, на Гумеровском ущелье (место даже покрасивее Торатау и Куштау, имхо) месторождение известняка на себя. А Соде было сказано – вы закрывайте свою лавочку. Либо продавайте ее нам, за очень недорого. Либо покупайте у нас Гумеровское месторождение, за очень дорого. Потому как соседние холмы мы вам освоить не дадим. Мы организуем вам там народные протесты. Ну и организовали.
Кого-то подкупили. Кого-то, романтически настроенного, убедили в том, что шиханы – священны. Все 80 штук имеющихся в Башкирии. А, ну да – кроме Гумеровского ущелья. Оно вообще ни разу не священное.
Вобщем, шло у них все очень хорошо. Еще немного – и Сода никуда бы не делась. Купила бы за дорого или продала задешево.
Но тут прежнюю власть меняют. Приходит Хабиров. Который одинаково без большой любви относится и к владельцам Соды и к владельцам Гумеровского. Но который понимает, что если Соду менять ну гумеровцев – то несколько лет содовое производство работать не будет. А это примерно – 10 млрд рублей из бюджета минусом каждый год. То есть – это минус две с половиной модернизации ЖКХ республики каждый год, например.
Хабиров, естественно, говорит – окей, шихан Торатау – действительно сакральное место, но о Куштау такого я отродясь не слышал, хоть и рос в этих местах. Ну холм как холм, таким он всегда и был.
И согласился с решением Комиссии Козака – Торатау не трогать, Куштау разрешить разрабатывать, а для компенсации ущербу природе с владельцев Соды – 700 млн в бюджет ежегодно.
Но владельцы Гумеровского – ушлые ребята. И решили, таки, организовывать народный гнев до конца. Пошили экстремистам из «Башкорта» трехкилометровый красивый флаг Башкирии, выдали денег, заказных статей в интернетах и отправили собирать народ на защиту новоявленного сакрального холма.